СЕРЕБРЯННИКОВ Сергей Владимирович
Кандидат на пост ректора МЭИ
ГОУВПО «МЭИ(ТУ)»

Ваше имя:
Вопрос:


Страницы:   [1]     2   вперед


Смольский Сергей Михайлович:

Сергей Владимирович!

Вы - известная фигура в МЭИ, прошедшая весь трудовой, педагогический и научный путь от студента МЭИ до первого проректора, претендующего сейчас на должность ректора. Я внимательно и несколько раз прочитал Вашу программу и со многим в ней я согласен. Но многое вызывает сомнения, некоторые возражения, вызванные, вполне возможно, не очень высокой моей квалификацией и ориентированием в нашем сложном мире. Однако, остается неясным очень важный вопрос: нельзя ли сформулировать несколько глобальных главных концепций (скажем, в управлении университетом, в педагогической сфере, в организации научных исследований), которыми МЭИ должен руководствоваться в будущей жизни? Планируете ли Вы некоторую революцию в составе нового ректората или считаете ситуацию стационарной и подходящей для МЭИ?

Спасибо


Серебрянников С.В. отвечает:



Сергей Михайлович, большое спасибо за вопрос! Очень приятно, что Вы внимательно прочитали Программу кандидата, и я не хотел бы отвечать общими словами. Поэтому постараюсь ответить по существу, но кратко. 1. Управление вузом необходимо осуществлять системно, основываясь на постоянном анализе реального положения дел, используя стратегическое планирование и бюджетирование. И еще – в вузе должен быть хозяин, использующий возможности своего положения, и, в то же время, коллективные решения для развития вуза. 2. В сфере образования – МЭИ – государственный общероссийский политехнический вуз, в котором гармонично развиваются существующие направления подготовки и специальности, в том числе послевузовское образование, с элементами отраслевого и коммерческого финансирования, и имеется образование гуманитарного профиля. 3. В научной сфере основным представляется развитие реального взаимодействия в проведении научных исследований с такими системообразующими объединениями, как РАО «ЕЭС России», Роскосмос, Газпром и др.. Кроме того важна интеграция с профильными предприятиями и организациями, прежде всего с ОКБ МЭИ, представляющими академию наук, например, ИВТ РАН, ВНИИ КП, другими, что будет способствовать появлению дополнительных средств в МЭИ и улучшению нашего имиджа. 4. Что касается «некоторой революции»… Я сторонник прогресса, развития, эволюции. Нужны ли потрясения? Поскольку Вас волнует состав ректората, то повторю то, о чем уже неоднократно говорил. Если меня изберут ректором, то ни с одним из нынешних членов ректората (проректоров) контракт не будет заключен на срок более одного года. Но одно изменение (я думаю, Вы понимаете, какое) произойдет наверняка.


Савченко Алексей Алексеевич, ФВО:

Уважаемый Сергей Владимирович! Позвольте задать Вам несколько вопросов от имени офицеров факультета военного обучения. В Вашей программе ничего не сказано о вопросах военного обучения в МЭИ. Каковы Ваши взгляды на следующее:

- Нужно ли военное обучение студентов МЭИ в принципе?

- Будете ли Вы отстаивать сохранение военного обучения в МЭИ в условиях, когда в стране идет процесс его сокращения путем т.н. "реформирования" военных кафедр?

- Планируете ли Вы уделять внимание и в т.ч. выделять средства(!) на развитие ФВО, его учебной базы?

- Действующее законодательство поставило офицеров в сложное материальное положение, запретив им подрабатывать, а достойный уровень доходов обеспечить не в состоянии. Нынешний состав ректората стоит на позиции, которую можно охарактеризовать так: "военные - "государевы" люди - пусть государство о вас и заботится". Считаете ли Вы, что материальное стимулирование сотрудников МЭИ из внебюджетных источников, должно распространяться и на офицеров ФВО? Какие еще пути улучшения их материального состояния Вы видите?

Спасибо, Савченко А.А.


Серебрянников С.В. отвечает:



Уважаемый Алексей Алексеевич!
Вчера на встрече в БАЗе я постарался ответить на Ваши вопросы. Если Вы хотите, чтобы я повторил свой ответ в письменном (электронном) виде, то я это сделаю. Могу рассчитывать на Ваше понимание?
Спасибо. С. Серебрянников


Смольский СМ:

Сергей Владимирович,

Спасибо Вам за ответ на мой вопрос: он многое прояснил в Вашей позиции. У каждого из нас, кто серьезно относится к выборам, имеются много вопросов к каждому кандидату и позвольте задать Вам еще один.

Когда во время работы в ректорате я стал заведующим кафедрой, как-то получилось так, что я начал намного внимательнее и аккуратнее относится к решениям ректора, "преломляя" их на свою кафедру. Вы тоже заведующий и обязаны близко воспринимать потребности локального коллектива. У меня на кафедре, как и у Вас, возникло объединение двух коллективов: только столкнувшиеся в этим люди понимают все организационные и чисто человеческие сложности. Итак, вопрос: если Вас как ректора жизнь почему-то заставит принимать решения, которые будут непоняты Вашей кафедрой или вызовут брожение, сложные разговоры, то чьи интересы Вы поставите выше: кафедры или МЭИ в целом? Прошу не рассматривать этот вопрос как какой-то "провокационный": мне по-настоящему интересно, как должны руководители учитывать стратегические всеобщие интересы и тактические частные.


Серебрянников С.В. отвечает:



Сергей Михайлович, Вы поставили очень важный и непростой вопрос. Я боюсь, что не смогу ответить так, чтобы полностью удовлетворить Ваш интерес. Может быть потому, что пока я заведую кафедрой, еще ни разу не сложилась такая ситуация. Мне кажется, что все-таки в реальной жизни всегда бывает возможность "взвешивания" проблемы. Предпочитаю заранее "проиграть" с кем-то из тех, кого могут коснуться результаты принятого решения, узнать их реакцию и выводы. Сложнее всего затрагивать личные интересы, а они ближе к кафедре.
К тому же, думаю, любое решение надо готовить и в себе самом, и в коллективах, в которых работаешь. Самое тяжелое, как говорят психологи, это внутренняя "сшибка". Вот видите, скорее понимаю, что надо делать, чем отвечаю на Ваш вопрос. Единство и борьба ...


Ахромушкин Евгений Алексеевич:

Сергей Владимирович!

В Вашей предвыборной программе большое внимание уделяется совершенствованию управления университетом, прежде всего развитию коллективности управления, созданию различных советов для выработки и обсуждения решений.
Известно, что коллективные обсуждения особенно полезны, когда в них принимают участие специалисты; в противном случае они могут снизить консолидацию коллектива и степень принятия обязательств сотрудниками.
В связи с этим позвольте задать ряд вопросов:
1. Каким на Ваш взгляд должен быть профиль компетентности специалистов, участвующих в выработке, обсуждении, принятии, реализации и контроле выполнения решений по управлению университетом?
2. Как должно быть организовано повышение квалификации этих специалистов?
3. Должна ли в университете действовать система управления качеством учебного процесса и следует ли в ней учитывать рекомендации стандартов ISO 9000:2000?
4. Должен ли в университете проводиться аудит компетентности персонала?

С уважением, Е.А. Ахромушкин, слушатель ФПКПиС


Серебрянников С.В. отвечает:



Уважаемый Евгений Алексеевич! На Ваши вопросы даю следующие ответы:
1.Управление МЭИ в соответствии с его Уставом осуществляется Ученым Советом МЭИ, Совет директоров и деканов и Ректорат. Профили компетентности специалистов, входящих в состав этих органов, различны и позволяют принимать, выполнять и контролировать решения по управлению университетом.
2.Повышение квалификации этих специалистов осуществляется как в индивидуальном порядке при изучении нормативных документов, так и на соответствующих курсах повышения квалификации.
3.Система управления качеством учебного процесса в университете должна действовать и она действует постоянно в течение десятков лет под руководством Учебного управления. В системе управления качеством учебного процесса целесообразно учитывать рекомендации стандартов ISO 9000:2000.
4.Аудит компетентности преподавателей и научных сотрудников осуществляется в соответствии с принятой процедурой избрания на должности. Эта процедура должна совершенствоваться.


Луи Харвей Освальд:

Как вы относитесь к тому, что в коммерческих организациях (в том числе внутри МЭИ) зачастую встречается когда люди со степенью доктора наук отправляют отчеты на рецензию молодым коллегам по работе, которые выше по должности, но еще даже бакалавра не получили?


Серебрянников С.В. отвечает:



Подобного случая в моей практике не было, описанная ситуация вызывает недоумение.


Старший преподаватель:

"...Но одно изменение (я думаю, Вы понимаете, какое) произойдет наверняка."(Из Вашего ответа).
Не могли бы Вы конкретизировать. Дело в том, что основываясь на догадках у коллег возникло множество версий. Не интригуйте. Проясните ситуацию.


Серебрянников С.В. отвечает:



Уважаемый старший преподаватель!
Отвечая на личный вопрос С.М. Смольского, я имел в виду наши с ним беседы, диалоги, обмены суждениями. До сих пор считаю, что главное дело не в фамилии, а в работе.
Но поскольку у Вас интерес к персоналиям, то отвечу так:"Не будет заключен контракт с нынешним проректором по науке".
С. Серебрянников


Старший преподаватель:

Уважаемый Сергей Владимирович!

Вы имеете многолетний опыт работы в ректорате МЭИ. Почему за это время Вы не произвели и не пытались произвести те перемены, о которых пишите в своей предвыборной программе? Что мешало? И на чём должна основываться уверенность избирателей в том, что Вы не будете продолжать курс предшествующей руководящей команды, являясь, в сущности, их выдвиженцем?


Серебрянников С.В. отвечает:



Спасибо, что Вы задаете вопрос,касающийся направлений развития МЭИ. Но, чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно хорошо понимать, что Вы имеете в виду под словами"курс предшествующей руководящей команды"? Как Вы себе представляете формулировку и направленность этого "курса"? Что конкретно Вас не устраивает? Или кто конкретно, и почему? Я предлагаю Вам встретиться со мной в согласованное, удобное для обоих время и обсудить проблему. Мой местный телефон 62-80.
Спасибо. С.Серебрянников


Аспирант МЭИ:

Уважаемый Сергей Владимирович!
Вы сказали, что "управление вузом необходимо осуществлять системно, основываясь на постоянном анализе реального положения дел, используя стратегическое планирование и бюджетирование". Как Вы видите систему бюджетирования МЭИ?


Серебрянников С.В. отвечает:



Систему бюджетирования в МЭИ я вижу как комплекс управленческих технологий, включающий планирование, учет, контроль, анализ и регулирование всех видов деятельности университета. Прежде всего, это касается финансового планирования, составления прогнозов по балансу, доходам и расходам, движению денежных средств. Не менее важным является составление операционных бюджетов, подготавливаемых как в разрезе основных видов хозяйственной деятельности (образовательной, научной, коммерческой со своим предметным делением), так и по основным подразделениям – институтам и иным крупным структурным единицам вуза. Выход на оптимальное бюджетирование – задача серьезная и не на один год. Она потребует усилий не только ректората, но практически всех служб МЭИ, целого ряда кафедр, привлечения опыта других организаций и предприятий. Однако, не ставя перед собой такой задачи, мы обречены на слепое плавание, без конкретных и обоснованных ориентиров, без стимулов и адекватных рычагов управления.


Смольский СМ:

Уважаемый Сергей Владимирович.

Поздравляю Вас с успешной встречей с коллективом, на которую я к сожалению не попал. Этот вопрос я планирую задать всем кандидатам и сделаю это.

Мне очень понравилось общение с претендентами на этом этапе. Откровенное, оперативное, короткое и четкое! Как было бы хорошо, если бы в будущем ректор и главные проректора оставили с действии свои страницы и предоставили возможность всем открыто обращаться к ним с вопросами и предложениями. Это было бы прекрасным нововведением нового ректора. Конечно, у каждого сотрудника имеется свой первональный адрес электронной почты и общаться с ним легко. Но если система вопрос-ответ становится доступной для всех, это требует особого внимания. Я считаю, что и ректорату бы это помогло в обдумывании стратегических и тактических вопросов. Как Вы считаете? Ведь при возникновении идеи пробиться с ней к ректору напрямую в кабинет не так легко! А обратная связь всегда полезна.


Серебрянников С.В. отвечает:



Уважаемый Сергей Михайлович!

Безусловно, практику прямого, оперативного и публичного общения руководства и коллектива университета в электронной среде необходимо продолжить.


Молодые выпускники и кандидаты наук:

Уважаемый Сергей Владимирович!

На сегодняшний день ни для кого не секрет проблема неизбежного старения кафедр МЭИ.
Еще 10-15 лет бездействия и ситуация будет катастрофической: половина кафедр просто закроются, остальная половина кафедр будут состоят из пары молодых безумцев-патриотов МЭИ и нескольких аспирантов, о научном и педагогическом опыте которых говорить не приходится. Кроме того, аспиранты если и ведут занятия, то только потому, что так положено, а иначе выгонят, соответственно,
об их энтузиазме и творческом подходе говорить не приходится.

Все говорят, что надо привлекать молодежь
и передавать им опыт старых поколений.
Но сказать легко. Позвольте поделиться некоторыми мыслями о реальном положении
дел. Разделим молодежь на 2 категории:
столичная и иногородняя молодежь.
- В подавляющем большинстве столичному студенту, ничего кроме корки о ВО не нужно, она ему нужна чтобы устроиться на работу.
Более того, существует устойчивый стереотип среди молодежи: в институте остаются только неудачники, которых нигде не взяли на работу и они не нашли ничего лучшего, кроме как
вернуться в стенки родного ВУЗа. Причины такого подхода очевидны: если есть голова
на плечах, то в коммерческих лавках можно устроиться на 500-1500$ в месяц, а в институте больше 100-150$ не светит. Времена, когда можно было давить на патриотические чувства или чувства
долга ушли в небытие раз и навсегда.
Таким образом ВУЗ неконкурентноспособен,
а потом ему простые инженеры или магистры
не очень-то подходят, ему, как минимум, нужны кандидаты наук. То есть, молодой инженер или магистр должен добровольно убить 3-5 лет на написание дисера, а потом прийти в ВУЗ на 150-200$ в месяц. Какой безумец согласится на это, когда можно и простым инженером получать в фирме 500-1500$? Кстати есть люди, которые и вообще без ВО получают эти же деньги в коммерческих организациях.
- Что касается иногороднего студента ему как и столичному нужна корка о ВО, плюс он всеми силами старается закрепиться в столице. Иногороднего тем более не затащишь на 200, 300 и даже на 500$, потому что на оплату квартиры надо выбрасывать 400$ в месяц. Но!
Если бы ему помогли с жильем (предоставили бесплатно хотя бы на период контракта), тогда, он вполне может согласился бы даже
на 500$. Посмотрим, например, что реально
ВУЗ сегодня предлагает тому же молодому кандидату наук: "пожалуйста, ждем с распростертыми объятиями в качестве
молодого преподавателя, но проблемы с пропиской и жильем - это не к нам." Разумеется, человек после этого уходит
в коммерческую лавку и дорогу в ВУЗ
забывает, раз и навсегда.

Теперь собственно вопрос: появится ли у молодого выпускника (особенно у иногороднего)хоть одна весомая причина оставаться и работать на МЭИ, если Вы станете ректором?


Серебрянников С.В. отвечает:



Уважаемые молодые выпускники и кандидаты наук!
Вы поставили очень важный, животрепещущий вопрос, который требует решения. И вопрос даже не в том, что стареет МЭИ. Необходимость решения его обусловлена проблемами более глобальными. Если хотите – это вопрос нашей национальной безопасности. Инженерное, техническое образование является основой развития всех сторон жизни и деятельности страны. Поэтому проблема, о которой вы говорите должна решаться реальными государственными действиями. Однако весь последний опыт существования высшей школы говорит о том, что этих решений можно ждать сколь угодно долго и не дождаться.
Значит необходимо искать собственные пути решения проблемы. Мне хотелось, чтобы вы понимали следующее. Первое. Если желание учиться было связано только с «коркой о ВО» и «закреплением в столице», то вряд ли вообще имело смысл учиться в техническом вузе и идти в него работать. Для этого есть масса других менее болезненных путей. Второе. Сегодня в МЭИ создано много возможностей для того, чтобы зарабатывать себе средства на жизнь. Есть различные формы платных образовательных услуг, есть наука, есть послевузовское образование, есть научно-производственные, научно-технические предприятия, где можно использовать свои профессиональные качества (и где, кстати, работают и не москвичи). Наконец, есть специальный Фонд поддержки молодых ученых и преподавателей МЭИ. Третье. Безусловно, руководство вуза должно заботиться о достойном существовании своих сотрудников. Как молодых, так и заслуженных, опытных педагогов. В моей программе очерчены пути решения этих проблем. Связаны они с пересмотром затратных статей бюджета МЭИ И направлением части средств на повышение заработной платы, а также с привлечением дополнительных внешних источников.



Страницы:   [1]     2   вперед